Какой бы ни была основная тематика сайта, и какие бы задачи перед ним ни стояли, основной способ их решения – это привлечение посетителей или, используя профессиональную терминологию, подъем трафика. Качественный, целевой трафик обеспечивает приток клиентов для предприятия, продажи для интернет-магазина, прибыль от рекламы для информационного портала. Кроме того, большое количество просмотров и «уников» (уникальных посетителей в сутки) привлекает внимание к ресурсу со стороны потенциальных рекламодателей, партнеров, специалистов и других заинтересованных сторон.
монетизация
Источники трафика

Подъем трафика – задача, которую можно решить несколькими путями, но, как правило, речь идет о комбинации различных способов. Грамотная диверсификация – залог того, что аудитория сайта будет стабильно расти без жесткой зависимости от того или иного инструмента продвижения.

Итак, рассмотрим несколько основных источников трафика:
Поисковые системы (ПС) – основной источник трафика для подавляющего большинства сайтов.
Особенно интересны посетители из Google, Яндекс, Рамблер, Поиск.Mail.ru и других ПС отсутствием прямых затрат, зависящих от числа переходов. Конечно, для подъема поискового трафика вебмастеру придется тратить время, силы и, чаще всего, средства на оптимизацию ресурса (SEO), тестовое наполнение, регулярные обновления, наращивание ссылочной массы.

Такие усилия не дают моментальных результатов, но, в конечном итоге, обеспечивают стойкий долговременный эффект – стабильный приток посетителей. Не менее важно то, что грамотное SEO - это подъем целевого трафика, то есть потенциальных потребителей товаров, услуг или информации.

Реклама (в т.ч. купленный трафик) – не только двигатель торговли, но и мощный инструмент привлечения клиентов в интернете. Особенно это актуально, если речь идет о сайтах организаций, интернет-магазинах, разнообразных онлайн-сервисах.

Конкуренция в этих сферах, как правило, очень высока, а значительный % конверсии (преобразования посетителей в реальных клиентов) полностью оправдывает затраты. Реклама, в свою очередь, может реализовываться в нескольких формах.

Наиболее популярные – это заказ объявлений в Google.Adsense, Яндекс.директ, Бегун (контекстная реклама), аренда баннеров, заказные статьи и промо, купленные ссылки, тизерная реклама и т.д.

Привлечение трафика из социальных сетей, форумов, других публичных сервисов – относительно новое, перспективное направление, которое, при грамотном подходе, способно обеспечить стабильный приток посетителей.
Основные направления такой работы – это администрирование групп (сообществ) на базе площадок ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Google+, ведение блогов, популяризация аккаунта в Twitter, регистрация собственного канала на YouTube, раскрутка собственного форума или «паразитирование» на тематических форумах и т.д.

Решений такого рода достаточно много, все они достаточно трудоемки, но не требуют прямых инвестиций и часто позволяют ориентироваться на целевую аудиторию, подходящую по географическому, возрастному, социальному и другим признакам.

Работа с постоянными читателями – важное направление деятельности любого вебмастера. Такая деятельность подразумевает использование сервисов рассылок, RCC, FeedBurner, инструментов обратной связи, стимулирование добавления страницы в закладки, что позволяет поддерживать постоянный контакт с посетителями (клиентами), которые уже однажды пользовались услугами сайта и имеют все шансы сформировать ядро аудитории ресурса.

Tape-in трафик или, проще говоря, посещения сайта из адресной строки. Люди, которые приходят на сайт таким образом, узнают о ресурсе из традиционной рекламы (радио, TV, внешняя реклама, пресса), из печатных материалов (писем, бланков, визиток, каталогов), от друзей или знакомых.

Такие способы привлечения посетителей очень важны для организаций, интернет-магазинов, онлайн-сервисов, сайтов общественных организаций. Тем не менее, вне зависимости от специфики ресурса, Tape-in трафик нельзя считать основным. Его следует рассматривать как логичное следствие роста популярности сайта и результат оффлайн-продвижения.

Приведенные источники трафика – не исчерпывающий перечень, но список базовых инструментов, с которыми может и должен работать каждый вебмастер для увеличения притока посетителей на сайт и, как следствия, достижения его целей.


Учет трафика

Учет трафика можно вести несколькими способами. Общее представление о динамике притока посетителей дают базовые инструменты для вебмастера от Google и Яндекс. Впрочем, они не позволяют отслеживать посещаемость в реальном времени и не предоставляют достаточно детализированную статистику.

Именно поэтому для учета трафика намного эффективнее использовать специализированные счетчики, которые размещаются на всех страницах сайта. Наиболее популярные сервисы такого рода – это LiveInternet, Яндекс.метрика, Google.Analytics, OpenStat, счетчика Mail.ru, Rambler, BigMir и другие. Все они не только дают возможность отслеживать трафик онлайн, но и предоставляют доступ к множеству дополнительных показателей.

Так, например, развернутый отчет для вебмастера – это информация о средней продолжительности сессии, источниках трафика, поисковых фразах, возрасте посетителей, географии посещений, используемых браузерах и т.д. Все это позволяет не только контролировать динамику, но и адекватно оценивать качество трафика и эффективность таргетинга, выявлять «слабые места» сайта и вопросы, требующие особого внимания.

Кроме того, практически каждый счетчик обеспечивает автоматическое участие в соответствующем рейтинге ресурсов. Во-первых, это приносит дополнительный трафик, а, во-вторых, дает представление об основных конкурентах и положении сайта среди них.



Монетизация трафика

Монетизация трафика – это получение дохода, зависящего от количества посетителей. И если для сайта компании, интернет-магазина или платного онлайн-сервиса такая прибыль может расцениваться как дополнительная, то для информационных порталов, новостных ресурсов, справочных систем именно это - один из основных источников дохода.

Монетизация трафика может быть реализована в одной из нескольких форм:
- размещение контекстных объявлений систем Google.Adsense, Яндекс.директ, Бегун или им подобных.

Прибыль, в данном случае, зависит от числа переходов по такой рекламе. Владельцу ресурса с невысокой посещаемостью вряд ли приходится надеяться на быстрое обогащение за счет этих систем, но, с другой стороны, контекстная реклама, как правило, удачно вписывается в тематику сайта и может быть действительно интересна посетителям;
- размещение «навязчивой» рекламы.

Самая безобидная форма такой электронной коммерции – это продажа места под тизерные системы. Кроме того, в этой связи нельзя не вспомнить pop-up баннеры, click-under скрипты, разнообразные всплывающие окна и т.д.

Использование такой рекламы часто позволяет получать дополнительный доход не только за клики, но и за просмотры. С другой стороны, это резко снижает юзабилити сайта, портит впечатления посетителя, грозит санкциями со стороны ПС и других систем, что делает эффективность решения весьма спорной;

- аренда баннеров с оплатой за клики или фиксированной рентой;
- продажа ссылок, которую можно считать механизмом монетизации трафика только условно, так как доход от такой деятельности зависит не столько от посещаемости, сколько от показателей сайта (ТИЦ и PR).

Довольно распространены и другие способы получения дополнительного и основного дохода – прямая продажа трафика, Commission Junction, LinkShare, CPA и другие. Впрочем, каждый из них требует предельного внимания со стороны вебмастера и тщательной оценки всех плюсов и минусов.

Многие системы обещает значительные доходы, но, в результате, не оправдывают ожиданий и, кроме того, портят репутацию ресурса, провоцируют санкции ПС, увеличивают нагрузку на сервер и/или отдают вес страницы.

РР°РРµСС