Страницы на Facebook могут создаваться с различными целями. Например, для СМИ – это обычно привлечение дополнительного трафика на сайт. Для Интернет-магазина – стимулирование и увеличение продаж. Для политического деятеля – общение со своими сторонниками и привлечение новых. В этот раз я хочу поговорить о страницах, создаваемых не для SMM, а ради заработка на продаже рекламы. Сразу оговорюсь, что в данной статье я выражаю только свое мнение и на нем не настаиваю.

Как Facebook-страницы зарабатывают на рекламе?

Facebook-страница для заработка на рекламе - это сообщество с относительно большим количеством подписчиков (десятками и сотнями тысяч), как правило, посвященное достаточно популярной теме (дети, животные, здоровье, путешествия, развлечения и т.п.), часть публикаций в котором размещается за деньги.

В проплаченных постах (или репостах) рекламируются другие страницы, различные товары, услуги или мероприятия. Стоимость рекламы может сильно варьироваться, скажем от 200 до 2000 руб за одну публикацию. То, сколько за рекламу просят администраторы страниц, зависит от их личных запросов, а также от количества подписчиков страницы, их активности и платежеспособности, географии, демографии, тематики страницы. Также могут браться дополнительные деньги или, наоборот, предоставляться скидки.

Казалось бы, ничего особенного. Вполне себе бизнес и интересное дело. Тем не менее, лично я к заработку на продаже рекламы на Facebook-страницах отношусь отрицательно. И вот почему.

Особенности Facebook-страниц для заработка на рекламе

1) Эти страницы в любой момент могут быть забанены Фейсбуком.

Согласно правилам Фейсбука, сторонняя реклама на страницах запрещена. Таким образом, все, кто занимается продажей рекламы, так или иначе, находится в зоне вполне конкретных бизнес-рисков. И пусть мы пока что не слышали о череде “громких закрытий” страниц-нарушителей, но что может помешать Фейсбуку однажды “взяться” за них всерьез? Ведь Фейсбук может, например, автоматически сканировать сообщения, поступающие на страницу, поставить крупные страницы на мониторинг и т.п.

2) Эти страницы нарушают саму идею Фейсбука по предназначению страниц.

В понимании Фейсбука, страницы предназначены для продвижения какого-то бизнеса или занятия владельца. То есть должна быть компания, сайт, проект, магазин, музыкальная группа, спортивная команда, эксперт, политик, знаменитость, ну или хотя бы просто интерес, вокруг которого идет всё информирование, общение, обсуждение и т.д. К слову сказать, в публикациях зарубежных smm-экспертов я нигде не встречал упоминаний о возможности такого рода заработка: думаю, для них это выглядело бы диким. Отсюда вытекает следующий пункт.

3) Подобного рода страницы, как правило, не имеют своего бренда.

Такие страницы обезличены, похожи на десятки других. В описании страницы в лучшем случае указана короткая фраза о ее тематике. Нет никакой идеи, миссии, концепции, понятных персон, стоящих за этими страницами. В общем того, что позволило бы подписчику четко идентифицировать эту страницу и не путать с другими “клонами”. Наоборот, тайные владельцы этих страниц выглядят словно олигархи от SMM, скрывающие свои владения за запутанными названиями офшорных фирм.

4) Большинство таких страниц не представляют какой-то значительной ценности для пользователей.

Как правило, эти страницы не генерируют собственный контент. А если и генерируют, то достаточно простой. По большей же части эти страницы всего лишь публикуют по кругу одни и те же мотиваторы, истории, списки, притчи, юмор и т.д. Ну или пусть даже полезную информацию: это не меняет ситуацию кардинально.

5) Эти страницы создают большой “информационный шум” в соцсетях.

И всё это при относительно небольшой ценности для пользователей, как было указано в предыдущем пункте. Чтобы иметь возможность размещать в день по несколько рекламных публикаций (а это нужно для хорошей окупаемости), этим страницам приходится постить очень часто. Тем самым они забивают постами ленты пользователей, повышают конкуренцию среди страниц, способствуют росту стоимости таргетированной рекламы на Facebook.

6) Как правило, раскрутка таких страниц происходит нелегальными и полулегальными способами.

Страницы, созданные под продажу рекламы, зарабатывают тем больше, чем больше у них подписчиков. Но привлечение подписчиков в больших количествах основным официальным способом, то есть через таргетированную рекламу на Facebook, стоит достаточно дорого.

Скажем, чтобы привлечь 10 000 подписчиков из РФ на Facebook-страницу при средней цене в $0,50 за подписчика, нужно будет затратить $5 000 плюс определенное время, поскольку существуют естественные технические ограничения.

При этом ценность инвестиций достаточно сомнительна и существует много рисков: если не вести страницу достаточно активно, то эффективность рекламы может оказаться ниже, чем у страниц с гораздо меньшим количеством подписчиков. Что потом эти тысячи подписчиков — “в банках солить”? Поэтому, как правило, такие страницы продвигаются за счет покупки рекламы и взаиморекламы — с другими такими же страницами. Но ее эффективность значительно снизится из-за отмены фангейтинга.

7) Успешность таких страниц в значительной степени зависит от охвата публикаций.

И в этом есть еще один бизнес-риск. Дело в том, что Facebook постоянно борется за “справедливость”: меняет свои алгоритмы так, чтобы показывать пользователям качественный и интересный им контент, запрещает или снижает эффективность различных уловок, позволяющих искусственно увеличить охват и другие показатели.

Если посмотреть на предысторию, то подобные страницы появились на Фейсбуке некоторое время назад по аналогии с так называемыми “пабликами” (публичными страницами) во ВКонтакте.

Во ВКонтакте продажа рекламы в сообществах не запрещена, но, на мой взгляд, это является своего рода “наследием лихих 90-х российского СММа”. В том ключе, что в постсоветских странах зачастую разумнее те или иные вещи разрешить, тем самым узаконив, чем запрещать и пытаться безуспешно с ними бороться. Но навсегда ли сохранится такая ситуация?


Наверх