Уважаемые пользователи!

21 апреля 2015 года Google запустил новый поисковый алгоритм mobile-friendly, который предполагает определение дружественных к смартфонам веб-страниц и наделение их приоритетом при ранжировании в результатах мобильной выдачи.

В октябре прошлого года мы писали о данной тенденции и приводили рекомендации Андрея Липатцева, специалиста по качеству поиска Google, касательно адаптации веб-ресурсов к просмотру на мобильных устройствах. После вступления алгоритма в действие актуальность этой темы значительно выросла, в связи с чем мы предлагаем вашему вниманию цикл выпусков о мобильной оптимизации сайтов.

Сайт, удобный для мобильных пользователей 

В первом выпуске мы рассмотрим общие требования Google к мобильному юзабилити веб-ресурсов, затронем особенности нового алгоритма ранжирования и расскажем, как проверить, готов ли ваш сайт к приему мобильных пользователей.

Критерии удобства

Исследования, проводимые агентством разработки решений для мобильного интернета «Мобильная кухня», свидетельствуют о печальном факте: более 63% топовых интернет-магазинов России (из рейтинга журнала «Коммерсант») неудобны для просмотра на смартфонах. В целом же более 90% российских сайтов абсолютно не готовы к приему мобильных пользователей, несмотря на то что их доля от общего числа пользователей всего интернета составляет более 50%.

Что делает сайт неудобным для мобильных пользователей? Специалисты Google называют ряд ошибок, не позволяющих сайту быть дружественным к смартфонам:

• мелкий шрифт, графика и активные элементы – страница сайта отображается как на десктопном устройстве, но становится нечитабельной;

• ширина контента превышает размеры экрана и приходится передвигать зону просмотра или осуществлять горизонтальный скроллинг;

• мелкие и расположенные слишком близко друг от друга активные элементы (ссылки, кнопки), на которые невозможно нажать без масштабирования;

• использование несовместимых плагинов (показательный пример – флеш-плеер, который не проигрывается на смартфонах).

Из приведенного примера становится понятным, что страница, комфортная для мобильных пользователей, имеет следующие критерии юзабилити:

• крупные активные элементы (кнопки, формы, графика), хорошо читаемый без приближения шрифт;

• структурированный контент (важная информация помещается на первом экране, а второстепенная скрывается из зоны просмотра);

• совместимые с мобильной платформой форматы файлов;

• адаптированная под экран смартфона область просмотра контента.

В первую очередь о мобильной адаптации сайтов следует задуматься (точнее, уже начать действовать) владельцам электронных СМИ, блогов, коммерческих площадок (интернет-магазины, корпоративные сайты и проч.), сайтов с развлекательным контентом.
Это те ресурсы, которые ежедневно собирают большое число просмотров именно с мобильных устройств, когда пользователи читают новости, смотрят видео или выбирают товары и услуги «на бегу». О методах адаптации сайтов для мобильных устройств мы расскажем во втором выпуске цикла.

Особенности алгоритма mobile-friendly

Прежде всего стоит отметить, что алгоритм mobile-friendly, запущенный Google 21-го апреля, влияет на результаты только мобильного поиска Google (мобильная и десктопная выдачи не коррелируют) и затрагивает исключительно смартфоны.

Оценке подлежит мобильное юзабилити отдельно взятых страниц, а не сайта в целом. Таким образом, оптимизируя ряд страниц, уже есть возможность получить выгоду от данного алгоритма. Кроме того, по словам представителей Google, настройка алгоритма может занять несколько недель, поэтому у вебмастеров имеется еще достаточно времени, чтобы модифицировать свои ресурсы.

В данном алгоритме допустимы исключения, когда десктопные версии сайтов могут ранжироваться выше мобильных. Это возможно в случае брендовых запросов (неадаптированный сайт бренда будет иметь приоритет), а также высокой релевантности содержимого страниц (сигнал качества контента остается достаточно сильным и в мобильном поиске).
По прогнозам специалистов Google, воздействие обновления будет достаточно масштабным и затронет более 11% общего количества результатов мобильного поиска.

Интересен факт, что одним из факторов ранжирования в мобильном поиске также является наличие мобильного приложения у сайта, при условии, что оно проиндексировано Google-ботом и уже установлено на устройстве пользователя (пока только на платформе Android), а сам пользователь авторизован в системе Google. Таким образом, в поиске можно будет увидеть ссылку на приложение и открыть его, не переходя на основной сайт.

Инструменты проверки сайта
Для удобства вебмастеров Google разработал ряд сервисов, которые в один клик помогут определить, отвечают ли сайты требованиям нового алгоритма.
Первый сервис Mobile-Friendly Test позволяет узнать, какими видит страницы сайта поисковый робот.

Этот тест может выдавать ошибки и некорректный скриншот страницы, в случае если некоторые директивы файла Robots.txt заблокированы для доступа робота.

С точки зрения оптимизации сайта под мобильный поиск этот отчет представляет наибольшую важность

Второй инструмент – PageSpeed Insights – показывает страницу так, как она отображается на экране смартфона пользователя. Кроме этого, инструмент проверяет скорость загрузки и дает основные технические рекомендации .

Отслеживание трафика
Отслеживать мобильный трафик можно при помощи инструмента для вебмастеров «Анализ поисковых запросов», который претерпел значительные изменения и теперь позволяет более детально анализировать поисковый трафик, в частности с мобильных устройств.


Выводы 
Новый алгоритм Google «подстегнул» вебмастеров всего мира взяться за мобильную оптимизацию сайтов, чтобы не потерять львиную долю интернет-пользователей с устройств на платформах Android и iOS. Даже если вы не ожидаете поискового трафика (или его доля крайне мала), в любом случае важно позаботиться о комфортном взаимодействии мобильных пользователей с вашим сайтом, поскольку посетители могут перейти на него по внешней ссылке или по указанному ими же самими адресу в строке браузера. Не пропустите следующие выпуски нашей рассылки: в них мы расскажем о техниках адаптации и правилах SEO для мобильных сайтов. 

 

Наверх